Maksim (rousseau) wrote,
Maksim
rousseau

Тропою Трояна

В «Слове о полку Игореве» есть немало загадочных мест. Сегодня мы поговорим лишь об одном из них. В «Слове» четыре раза встречается прилагательное трояни, образованное от имени Троян. Вот те места, где оно употребляется:

О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы!.. «О Боян, соловей старого времени! Вот бы ты те походы воспел, скача, соловей, по мысленному древу, летая умом по подоблачью, свивая славу обоих половин сего времени, рыща по тропе Траяна через поля на горы».

Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя «Были века Трояна, минули годы Ярославовы, были походы Олеговы, Олега Святославича».

Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена «Встала обида в войсках Дажьбожа внука, вступила на землю Трояню, восплескала лебедиными крыльями на синем море у Дона; плескаясь, прогнала времена обилия».

На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу. Тъй клюками подпръся о кони, и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго. «На седьмом веке Трояна кинул Всеслав жребий о девице ему милой. Он хитростями оперся о коней и скакнул к городу Киеву, и коснулся древком золотого престола киевского».

Кто же этот Троян? В первом издании «Слова» был лишь такой комментарий: «Кто сей Троян, догадаться ни по чему не возможно». Но впоследствие недостатка в толкованиях не было. Одной из основных версий остается гипотеза, выдвинутая еще в 1816 году Карамзины. Он предположил, что Троян в «Слове о полку Игореве» - это римский император Марк Ульпий Траян, правивший в 98 – 117 годах. Наталкнуло Карамзина на эту гипотезу фонетическое сходство словосочетания тропа Трояна и латинского названия tropaeum Trajani.

Tropaem Trajani – ‘памятник (трофей) Трояна’, монумент в Адамклиси в румынской Добрудже, построенный в 109 году в тогдашней римской провинции Мёзии в честь победы императора Траяна над даками в 102 году в битве при Тапае. Высокое каменное сооружение, высотой около двадцати метров, сохранялось на протяжении столетий, и дошла, правда, уже в сильно разрушенном виде, до конца XIX века. Сейчас на месте трофея Трояна стоит реконструкция, выстроенная в 1977 году, а остатки оригинального монумента находятся в расположенном рядом музее. Память о Траяне сохранялась в Восточной Европе долго, так что и он сам, и трофей Траяна могли проникнуть в славянские сказания.

Тропу Трояна пытаются отождествить и с другими объектами, связанными с римским императором. Это может быть проложенная во время его правления дорога (на территории Дакии было несколько римских дорог, самые крупные из которых назывались Via Traiana и Via Pontica) или же оборонительные валы, построенные римлянами на границах Дакии. В Болгарии дорогу, соединяющую Белград и Софию с Константинополем, называли Троянов путь. Римские руины на севере от Филиппополя были известны под названием Троянов град. Одно из ущелий называлось Трояновы Врата. Drumul lui Traian ‘дорога Траяна’ – это еще и одно из народных румынских названий Млечного пути.

Что же тогда «века Трояна»? Это либо все века, прошедшие от 102 года, то есть от покорения Дакии Траяном, либо от II до VII или IX века, то есть время от покорения римлянами Дакии до образования в VII веке болгарского царства или в IX веке киевского государства, либо II – IV века – время от покорения Дакии до падения римского владычества в Причерноморье под натиском гуннов и готов.

Другая важная версия – предположение, что Троян – это славянское языческое божество. Она основывается на двух упоминаниях Трояна в этом качестве в древнерусской литературе. Такое упоминание есть в апокрифе «Хождение богородицы по мукам»: «То они все богы прозваша: солнце и мѣсяць, землю и воду, звѣри и гады ...Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша». Троян упоминается в сербском фольклоре. Там Трояном зовут подземного царя, который погибает, попав под солнечные лучи.

Эту версию развивал Д. С. Лихачев, предложивший понимать выражение рища въ тропу Трояню как «носясь по божественным путям», были вѣчи Трояни как «были времена язычества», на землю Трояню как «на русские земли» (аналогично тому, как русские называют внуками языческого Дажьбога), на седьмомъ вѣцѣ Трояни как «на последнем веке язычества».

На самом деле две изложенные выше версии не столь противоречат друг другу. Римский император Траян мог войти в славянскую мифологию как Троян. Это понимали уже в Древней Руси. В памятнике XVI века (это и есть второе упоминание Трояна в качестве языческого божества) говорится: «И да быша разумѣли мнозии человѣци, и въ прѣлъсть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии мнози, ибо яко то человѣци были сут старѣишины: Перунь въ елинѣх, а Хорсь въ Кѵпрѣ, Троянь бяше царь в Римѣ». Соглашался с этим и известный чешский историк Любор Нидерле: «… этот Троян не был настоящим богом, а представлял собой обоготворенный образ императора Траяна, о котором на Руси спустя ряд столетий продолжало сохраняться предание как о существе сильнее других и обладающем сверхчеловеческой силой. Основанием для такого представления послужили крупные победы Траяна; в 101 – 102 и в 105 – 106 годах он завоевывал древнюю Дакию и тогда как великий завоеватель, очевидно, впервые стал известен славянам».

Превращение правителя в персонажа мифов – не уникальная вещь. В фольклоре южных славян был персонаж Дуклян, восходящий к римскому императору Диоклетиану. Преображение, которому подвергся Диоклетиан, впечатляюще, ведь Дуклян – это змей, похититель солнца. Культ Александра Македонского отразился в таких словах как татарское Аланкасар ‘мифический калиф’, караимское алынгасар ‘исполин’, удмуртское алангасар ‘предок-великан’ и других.

Следует сказать и о других попытках объяснить имя Троян. Есть группа версий, объединяемых тем, что прилагательное трояни образовано не от Троян, а от множественного числа Трояны. Слово Трояны предлагают считать названием для княжеского триумвирата, трех братьев-князей. На эту роль предлагались: Кий, Щек и Хорив, три сына Святослава Игоревича: Ярополк, Олег, Владимир, три сына Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав, Всеволод. В качестве структурной параллели гипотетическому слову трояны ‘три брата’ приводится диалектное чешское слово dvojani ‘братья-близнецы, двойня’, а также сербохорватское двоjанац ‘близнец, один из двойни’, македонское двоjанка ‘девочка-близнец’. Если Трояны – это Кий, Щек и Хорив, то на седьмомъ вѣцѣ Трояни значит на седьмом веке (или седьмом поколении князей) от основания Киева.

Высказывались точки зрения, что прилагательное трояни образовано от названия Троянь или Троя. В свою очередь это название интерпретировали по-разному. Его связывали с гомеровской Троей. Эта восходит к Павлу Вяземскому, сыну известного поэта Петра Вяземского, написавшему две работы о «Слове о полку Игореве». Вяземский исходил из предположение о том, что история Троянской войны была известна в Древней Руси XI – XII веков. В средневековой Европе предания о Троянской войне действительно были хорошо известны, в основном, правда, не по Гомеру, а по авторам IV в. н. э. Диктису и Дарету. На Руси же повести о Троянской войне получают распространение с рубежа XV – XVI вв. Была ли известна Троянская война на Руси в XII веке, когда создавалось «Слово о полку Игореве», неизвестно. Возможно, тогда русские книжнки уже были знакомы с пятой книгой византийской Хроники Иоанна Малалы, где подробно излагаются. Однако точные свидетельства об этой книге на Руси ранее XIII века не встречаются. Если всё-таки принимать эту гипотезу, то выражение рища въ тропу Трояню, должно означать «воспевая князей по-гомеровски». Дева Обида, по мнению Павла Вяземского, это персонаж троянского эпоса – Елена, «вступившая на землю Троянскую для погибели сил Приама», и лебединые крылья приданы ей в «совершенно правильно», так как «Еврипид ... дает Елене, по отцу лебедю, прозвание лебедекрылатой».

Согласно другим версиям, Троя в данном случае – это предполагаемая славянская держава V века, объединившая три племени – полян, древлян и русь. Или же название города в земле торков, упоминаемое арабским географом XII века Идриси, – ныне местечко Трояны возле Бердянска. Предполагали также что Троянь – это искаженое Тмуторокань.

Трояна предлагали отождествлять не с императором Траяном , а с римским полководцем IV века Траяном, или с Атиллой, или с одним из русских князей. В договоре князя Олега с греками упомянут славянский военачальник Труан, его тоже предлагали на роль Трояна из «Слова о полку Игореве». Предполагали, что Троян может быть названием третьего сына в семье, поэтому в тексте «Слова» это Владимир Святой, третий сын князя Святослава Игоревича.

Наконец, есть исследователи, которые и вовсе отрицают, что в изначальном тексте «Слова о полку Игореве» было прилагательное трояни. Они считают, что это слово – результат описки, и предлагают вместо него другие читать бояни или краяни.
Tags: opus
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments