Maksim (rousseau) wrote,
Maksim
rousseau

Москва в зеркале русских диалектов

Новый текст из журнала "Столичное образование"

Пожалуй, нет жителя России, который не слышал бы о Москве. Благодаря этому во многих говорах возникли слова, производные от слова Москва. В этих словах отразилось представление о Москве русского крестьянина, носителя диалектной речи. Где-то словом москва называют человека, умеющего красиво говорить и несколько плутоватого, а где-то словом москвичка – женщину, которая не любит работать. Такие слова из различных русских говоров проанализировала известный диалектолог из Уральского государственного университета Елена Львовна Березович. Также Е. Л. Березович привлекла к этому анализу данные имен собственных: в лингвистических экспедициях исследователи записывали местные географические названия и прозвища людей и спрашивали местных жителей, почему эти названия были даны. В результате можно было узнать, например, из-за чего этот лес, поле или деревня называются Москва, или почему прозвище Москва получил какой-то человек. В итоге получился своеобразный «портрет» Москвы в зеркале русских диалектов.

Москва может выступать как символ России вообще. В воронежских говорах, а также русских говорах Киргизии отмечено слово московка ‘о русской женщине’, также донское и сибирское московский ‘русский’. Широко распространено прозвище русских москали.

В названиях, связаных с Москвой, отражается образ большого города. В архангельских говорах о деревне, где проживает много жителей, говорят «Москвы уголок». В бассейне реки Казым (правый приток Оби) одно болото носило название Москва. Местные жители объясняли это тем, что на этом болоте есть огромные кочки, похожие на многоэтажные дома, между которыми можно заблудиться.

В одной из деревень Вологодской области Московской Тропинкой называли дорогу на кладбище. Жители деревни говорили: «Многие у нас мечтали в большой город поехать. Да не вышло. Все уж поумирали. А после смерти пусть им будет большой город». В этом названии отражено и представление о густонаселенности Москвы, так и взгляд на Москву как на место счастливой жизни.

Отличительные черты Москвы – церковные купола и колокольный звон. На русском севере о чем-то безвозвратно утраченном говорили: «Прощай Москва – золотые маковки». В жаргонной речи отмечено выражение устроить московский звон (или звон московских колоколов) ‘ударить кого-либо с двух сторон по ушам’.

От слова Москва порой образуются названия видов одежды или обуви. Это обычно нарядная, дорогая одежда. Часто она покупная, а не домодельная. Приведем несколько примеров: вятское московец ‘сарафан (обычно нарядный)’, пензенское московский сарафан ‘сарафан из красной материи’, нижегородское московка ‘сорт шерстяных шляп’, московская рубашка ‘нарядная рубашка с коленкоровыми белыми рукавами, манжетами и кружевами’, орловское москвич, москвичка ‘верхняя теплая одежда в виде полупальто с большим воротником’ («Мужыки зимою масквищки насили, а у них дюжь тёплъ былъ хадить», «Твой жаних у масквичку нъридилси, а харош»), донское московка ‘женская длинная шуба свободного покроя с воротником’ («Маскофку надивали у церкву и у гости»).

В бассейне Десны московскими лаптями называли лапти косого плетения, по бокам которых делалась полоса, через которую переплетали лыко, за эту полосу зацеплялись оборы. В Орловской области было выражение московская тётка ‘фабрика по производству и пошиву одежды’ («Масковскъя тёткъ работъить ни сваими руками, а нъ машынъх, а мы на сваих руках. Ета ш были как пирвабытныи люди, ани сами ткали, пряли, а щщас Масковскъя теткъ обрабатывъить усё»). В новосибирских говорах московским вином называли водку.

Москва вообще часто связывается с чем-то хорошим: архангельское как в Москву съездить ‘испытать состояние блаженства, полного удовлетворения от чего-либо’, московик ‘белый гриб’ (другое название – дорогой гриб), пермское москаль ‘белый гриб’.

В Великоустюгском районе Вологодской области было поле Москва. Местные жители объясняли его название: «Там хорошая земля, вот поле Москвой-то и назвали». В селе Кунгурка (Ревдинский район Свердловской области) один из концов деревни называли Москва («На горе там получше жили, всё кофе пили, вот и звали их Москва, Москвы уголок»). Интересно, что в деревне Крылатовка того же района в этом качестве выступало название Париж («Два магазина там, церква и клуб, вот и у нас Париж»). Три символа роскошной жизни дали названия трем трактирам в вологодском селе Новленском: Москва, Петербург и Крым.

Названия ветров, дующих со стороны Москвы, тоже порой образованы от ее имени. На Вологодчине юго-восточный ветер называли москаль, а в Тамбовской губернии было слово московец – холодный северный ветер.

Москва, как правило, представляется находящейся далеко. О дальней родне говорят до Москвы родня, о большом количестве людей – до Москвы не перевешаешь, Даль приводит пословицу Он на показ до Москвы без спотычки добежит. Наконец, о слабо заваренном чае – Москву видать.

Стремление людей в столицу отразилось в пословице: «Москва у всей Руси под горой – в нее все катится». Поездка в Москву отражена еще в таких выражениях: поехать в Москву за песнями ‘поехать, пойти куда-либо без определенной цели’, поедет до Москвы на языке ‘всё разузнает, найдет’, до Москвы съездить ‘родить’, ехать в Москву за песней ‘собираться рожать’.

С путешествием в Москву связана игра, которая была распространена в различных русских губерниях. Одно из самых ранних описаний этой игры оставил Е. А. Покровский в 1895 году. Играли в нее в Симбирской губернии. Для игры брали палочку со множеством сучков, торчащих в одну сторону. Верхушка палочки называлась Москва. У каждого играющего была своя палочка с крючком, эти палочки вешались на сучки основной палки. Цель игры – добраться до Москвы. Аналогичным образом играли в Смоленской губернии. В землю втыкали суковатую палку, нижний сучок называют именем своей деревни, верхний – Москва. Другим сучкам давали названия разных деревень и городов. Кто раньше всех добрался до Москвы, становился царем и наказывал щелчками в лоб проигравших. В Гомельском уезде при игре в Москву, «остановками в пути» были Гомель, Белица, Климовск, Чернигов, Козельск, Бровары, Киев и т. д. до Москвы. В некоторых местах вместо Москвы «ехали» в другой город: в Лифляндии игра называлась поезд в Ригу, в Минском уезде – до Вильны едуць, в Костромской области – в Вологду играть (промежуточные станции Анциферово – Дьяконово – Буй), в Свердловской области – сибирский поезд (Кунгурка – Крылатовка – Дегтярск – Свердловск – Сибирь).

Жители Москвы в представлении окружающих весьма речисты: пермское москва ‘об очень разговорчивом человеке’, уральск. москва ‘мастер поговорить’ («Дедушко-то ваш так-то много знат, он говорить матёрый, москва говорить»), вологодское московец ‘прозвище человека, который умеет хорошо, красиво говорить’. Также присущи москвичам большие знания, более высокий уровень культуры, умение красиво одеваться и некоторое плутовство: архангельское московка ‘культурная, хорошо говорящая, красиво детая женщина’, забайкальское москва ‘о разговорчивом бойком обманщике, плуте’, владимирское намосквичиться, намосквятиться ‘перенять ловкость москвичей’, москалить ‘мошенничать, обманывать в торговле’ (малоросс., по Далю). За подобные качества люди получают связанные с Москвой прозвища. В деревне Чуласа женщину прозвали Москва («Дуська Леонидова Москва така, всё знат»). Другое свойство москвичей – зажиточность, поэтому в селе Верхняя Тойма одну женщину называли Московка («Манька в центре живёт, богатая, вот и зовём Москоўка»).

Главное отрицательное свойство москвичей, отраженное в русских диалектах, это неумение хорошо работать: архангельское москвичка ‘неженка, любительница «чистой» работы’ («Нонь все девки москвички, в деревне копаться не надь», «Старша Танька у их москвичка така, ничего ей не нравится, всё гребует деревенской жизнью»), вологодское московка ‘не умеющая работать, манерная женщина’ («Кланя москоўка така, ничего не умеет, всё жеманится»). Даль приводит пословицу: Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше (а лучше) деревенского едят.
Tags: opus
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments