Maksim (rousseau) wrote,
Maksim
rousseau

Categories:

античная гебраистика

Участники "Застольных бесед" Плутарха обсуждали (4, 6) вопрос "Каков бог у иудеев". Высказали мнение, что иудеи почитают Диониса. Вот как один из собеседников аргументировал это:

Прежде всего и сроки и самый приход величайшего и многозначительнейшего праздника у иудеев соответствуют Дионисиям. Он называется у них постом и справляется в разгаре жатвы. Выставляются на вольный воздух столы с разложенными на них всевозможными плодами урожая, а над ними возводятся шатры из древесных ветвей: поэтому предшествующая часть празднования называется праздником Кущей. Через несколько дней справляют другой праздник, уже не символически, а явно, в самом названии посвященный Вакху. Есть у них и праздник крадефория и тирсофория, обряд которого состоит в том, что они вступают в храм, неся фиговые ветви (kradai) и тирсы. Что происходит в храме, мы не знаем, но можно предположить, что это вакхическое действо: тут они свистят в дудочки, призывая бога, как аргосцы на Дионисиях, а иные выступают с кифарами; называют их левитами - название, происшедшее либо от имени Лисия, либо скорее от Эвия. Полагаю я, что и праздник субботы (sabbata) отнюдь не чужд Диоонису: ведь сабами еще и теперь во многих местностях называют вакхантов, а это имя звучит в возгласах, с которыми обращаются к богу его служители. Подтверждение этому можно ведь найти и у Демосфена и у Менандра; и легко возвести это имя к тому возбужденному состоянию (sobesis), которым одержимы вакханты. Сами празднующие субботу свидетельствую о связи с Дионисом, приглашая друг друга выпить вина, а если что-то непреодолимо препятствует этому, то обычай требует хотя бы пригубить несмешанное. Пусть все это кто-то назовет догадками. Но что окончательно опровергает возражения противников сказанного, это прежде всего первосвященник, выступающий на празднике с лидийской митрой на голове, одетый в оленью шкуру, вышитую золотом, и в длинный хитон; на ногах у него котурны, с одежды свешиваются колокольчики, сопровождающие звоном каждое движение, как и у наших вакхантов, которые таким звоном при своих ночных священнодействиях призывают кормилиц Диониса, называемых меднозвонными; самый храм украшен изображениями тирса и тимпана: все это подобает не какому-либо иному богу, как только Дионису. Кроме того, они не употребляют меда в своих священнодействиях, полагая, что его примесь портит вино: а между тем до вознкновения виноделия мед служил и для приготовления напитка и для возлияний; еще и теперь те из варваров, которые не умею делать вино, пьют медовую сыту, умеряя сладкий вкус горькими корнями, придающими ей винную крепость; да и у эллинов существуют трезвенные медовые возлияния, в которых обнаруживается противоположность природы меда и вина. Немалым подтверждением приверженности иуддеев к почитанию Диониса служит и то, что среди многих бытующих у них наказаний самым тяжелым считается отлучение от вина на определенный срок; и тем, кто подвергся такому наказанию...

Далее текст утрачен до самого конца четвертой книги. Поэтому мы не можем узнать мнения участников бесед по вопросам о том, почему дни, названные по именам планет, не сохраняют порядка планет, а идут в измененной последовательности, а также почему женщины не едят сердцевину латука.
Tags: curioso, historia, religión
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments