Maksim (rousseau) wrote,
Maksim
rousseau

книга О. В. Беловой

Раз уж нехорошие люди меня разбудили, давайте еще о книгах

Вышла новая книга О. В. Беловой - "Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции" (о предыдущей книге - здесь).
Издательская аннотация: Кто такой "лях-девятьденник"? Почему у цыган черные волосы, а у евреев веснушки? Правда ли, что турки были когда-то болгарами? Почему есть "мы" и "они", "свои" и "чужие" - и что нас различает? Эта книга посвящена комплексному анализу славянских народных верований о "чужих" - представителях других этносов и конфессий. Образ "чужого" является неотъемлемой частью фольклорной картины мира любого народа; он формируется как общее знание относительно религии и быта, обрядов и ритуалов, языка и верований этнических соседей. Представления о "чужой" вере и "чужом" народе находят отражение в фольклорных легендах и связанных с ними поверьях, в обрядовой практике и формах повседневного общения.

И некоторые цитаты:

Спустившись с горы с двумя скрижалями, Моисей увидел, что евреи "дуже грiшать", и разбил скрижали, а потом пообещал евреям, что поставит их пред самим Господом. <...> Он собрал самых злостных подстрекателей, привел их к подножию Синая и, сказав, что идет к Богу, поднялся на гору, а евреям спустил сверху длинный провод и велел одному из грешников взяться за него. Евреи схватили друг друга за руки, и тут Моисей "покрутиу за ту корбу (повернул ручку) и спустиу ельектрику дротом до них". <...>"то вiдразу усьi жиди двацьiть три тисьач попадали трупами", а остальные больше не бунтовали против Моисея (Галиция)

Пояс с нитями (цицит), носимый религиозными евреями, также обращал на себя внимание соседей. В юго-восточной Польше говорили, что такие пояса евреи носят в память того, что во времена египетского рабства фараон пахал на евреях; свисающие нити напоминают вожжи.

В легенде из Покутья (Прикарпатская Украина) говорится, что в начале света "русские", "польские" и "еврейские" праздники совпадали, а причина их расхождения во времени... в обуви. Однажды встал еврей рано утром, обулся в свои "пантофли" и побежал на молитву в школу; проснулся мазур, надел свои "буты" и тоже пошел молиться Богу, но позже еврея; а русин долго обувался в свои "постолы" (лапти) и пришел последним. С тех пор всегда сначала наступает еврейская Пасха, потом католическая ("польская"), а потом уж приходит православная ("русская").

Книга напечатана издательством "Индрик", куплена в магазине "Фаланстер" и прочитана мной во время поездок в Московском метрополитене. Всем этим организациям - моя искренняя благодарность.
Tags: etnografía, folklore
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments