Maksim (rousseau) wrote,
Maksim
rousseau

Category:

Иоанна

В связи с обсуждениями на листе moscow-chgk решил запостить статью из "Католической энциклопедии" (Т. 1, М., 2005, стлб. 405-406).

ИОАННА (Ioanna), папесса — легендарный персонаж антипапского памфлета, возникшего в XIII в. и получившего широкое распространение с XIV в. как пропагандистское оружие в борьбе против Римских пап. На вьшышленность сюжета науч. критика указывала уже в эпоху Возрождения (Иоганн Авентин, Онофрио Панвинио, Роберт Беллармин и др.); окончательно точку в этом вопросе в сер. XIX в. поставило исследование нем. историка И. фон Дёллингера, и в наст. время историчность И. не признается даже в антикатол. полемич. литературе.
Существует неск. вариантов рассказа об И., во многом противоречащих друг другу. Согласно наиболее распространенной версии, в промежутке между понтификатами Льва IV и Бенедикта III Рим. кафедру два с половиной года занимала блестяще образованная и красивая девушка, носившая мужское монаш. одеяние. Пол ее открылся, когда она, будучи беременной от своего возлюбленного, родила прямо на улице во время торжественной процессии и тут же умерла. Ее похоронили на месте кончины, поставив статую, изображавшую женщину в длинной одежде с мальчиком на руках, и камень с загадочной надписью Р.Р.Р.Р.Р.Р.
Осн. аргументы, доказывающие вымышленный характер рассказов об И., таковы:
1. Ни один ист. источник, современный предполагаемому персонажу, ничего не сообщает об этом факте. Впервые рассказ об И. появился в Хронике Иоанна из Майли (ок. 1250). Оттуда эту легенду заимствовал современник Иоанна Стефан Бурбонский; при этом оба они относили правление И. примерно к 1100, т.е. к периоду после понтификата Урбана II. Широкое распространение памфлета началось после того, как этот рассказ был включен в Хронику Мартина Полона (ум. в 1278), но в ней легендарные события отнесены ко времени после понтификата Льва IV.
2. Путаница в хронологии рассказов об И.: 1-й вариант легенды относит понтификат И. к XII в., 2-й — к IX в. Также нет единства в указании места рождения и места обучения И. (упоминаемая Афинская школа не существовала уже с VI в.).
3. Поскольку хронология понтификатов Льва IV и Бенедикта III установлена точно (сохранились свидетельства очевидцев, присутствовавших в Риме при кончине Льва IV и избрании Бенедикта III) — Лев IV умер 17.07.855, а 29.09.855 начал править его преемник Бенедикт III, который умер 8.04.858, — два с половиной года легендарного понтификата И. нельзя вставить в эти сроки.
4. Все упоминания об И. в более ранних, чем XIII в., источниках, в т.ч. и в некоторых списках Мариана Скота, являются позднейшими интерполяциями. С определенной степенью вероятности можно утверждать также, что и рассказ об И. вставлен в Хронику Мартина Полона уже после его смерти.
5. Статуя, о которой шла речь в легенде, скорее всего была изображением языческого божества, по предположениям археологов — Юноны (возможно, именно эта статуя ныне хранится в рим. музее Кьярамонти).
6. Если же говорить о надписи, то в действительности в ней нет ничего необычного: в соответствии с правилами древнерим. надгробной эпиграфики, она может быть прочитана так: «Papirius pater patrum propria pecunia posuit» (Папирий [мужское имя] отец отцов [титул жрецов Митры] на свои деньги поставил).
Источн.: Chronica universalis Mettensis // MGHSS 24, 514; Chronica minor // Ibid., 184; Martinus Polonus. Chronicon pontificum et imperatorum // Ibid. 22, 428; Martinus Minorita. Flores temporum // Ibid. 24, 243. Лит-pa: Бильбасов В.А. Женщина-папа: Средневековое сказание // Исторические монографии. СПб., 1901, т. 1, с. 119-164; Вязигин А.С. // Православная богословская энциклопедия / Под ред. А.П. Лопухина, Н.Н. Глубоковского. СПб., 1905, т. 6, стб. 738-741; Bellarminus R. De Romano Pontifice. Ingolstadt, 1586, t. 1/3, cap. 24; Florimodo di Remond. Erreur populaire de la papesse Jeanne. P., 1588; Dollinger J. von. Die Papstfabeln des Mittelalters. Stuttgart, 1863; Vacandard E. Etudes de critique et d'histoire religieuse. P., 1923, p. 13-30; D'Onofrio C. La papessa Giovanna. R., 1979; Bourreau A. La papesse Jeanne. P., 1988.
В. Задворный
Tags: historia, mitología, religión
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments