Maksim (rousseau) wrote,
Maksim
rousseau

любителям грибов

Избранные мифы о грибах по материалам каталога Ю. Березкина

Западная Европа. Немцы, словаки [женщина дает Св. Петру хлеб (пирог), тот ест украдкой; Христос спрашивает, что Петр ест, тот давится, хлеб превращается в грибы]; австрийцы [в пору солнцеворота Св. Петр и Господь проголодались, крестьянин дал Петру три золотистых пончика; оба съели по одноу, а третий Петр спрятал; по пути стал кусать, но каждый раз, когда хотел проглотить, Господь его о чем-нибудь спрашивал, он выплевывал кусок; куски превратились в грибы лисички, появляющиеся ко дню летнего солнцеворота].

Западная Сибирь. Ненцы [ворожей ест 2,5 мухомора; по числу съеденных мухоморов видит убегающих духов; последний - половинный, бежит медленно, оглядываясь, будто в ожидании другой половины; ворожей успевает за ним], кеты [прежде жили только бабы, мужиков совсем не было. Фаллосы в большом изобилии росли в лесу, куда бабы и ходили по мере надобности. Одной бабе надоело ходить в лес; она вырвала фаллос и принесла его себе в чум… Случилось так, что фаллос завяз; ни сама эта женщина, ни ее соседки не могли его выдернуть, и все стали плакать. Тогда Есь послал мужика (у которого в то время фаллоса не было), и он легко выдернул фаллос. Обрадованные женщины стали угощать мужика. Одна подала ему вина – он взял; другая подает что-то, а у него обе руки заняты; тогда он сунул фаллос между ног и стал угощаться. Наевшись и собравшись уходить, мужик взял было фаллос в руки, но оказалось, что тот прирос. Бабы еще больше обрадовались и оставили мужчика у себя. А фаллосы в лесу захирели, стали грибами; русские их кушают]

Восточная Сибирь. Эвенки Прибайкалья [старик идет на охоту, Гриб передразнивает все им сказанное; старик бьет его посохом, тот прилипает, пинает ногой, нога прилипает; великан вынимает добычу, несет домой; старуха идет искать мужа, попадает в ту же ловушку; и она, и старик погибли]; эвены [Дэбрикен-Кобрикан идет за дровами, видит вращающийся гриб; прилипает к нему одной ногой, другой, руками, лбом; Великан приносит добычу домой; ДК говорит, что его надо резать большим ножом; Нож велит идти за Точилом, Точило - за Оленем его увезти; старик велит Великану хватать Оленя за ногу; тот убивает его своими железными рогами; ДК посылает жену Великана мыть котел; обещает его детям сделать им лучки, пока они спят; роет подкоп, убегает домой]

Амур – Сахалин. Нивхи [раньше нивхи не ели свинину, т.к. свиньи едят грибы; грибы нивхи тоже не ели; гриб – пенис черта, который он высунул из-под земли; также гриб – это кинш нос, т.е. «чертовы уши»]: Березницкий 2003, № 34: 132.

Австралия. Караджери (СЗ Австралия) [двое братьев Багаджимбир нашли два гриба – удлиненный белого цвета и уплощенный; подули на лист, придали первому грибу форму пениса, второму – вагины; тотчас у всех мужчин и женщин появились гениталии (которых раньше не было ни у них, ни у самих братьев)]

Меланезия. Манус [в море плавают мужчина Nimei и женщина Niwong; решают создать сушу; хватают плывущий ствол дерева, он превращается в землю; они создают на земле растительность; создают два гриба, бросают их в небо; брошенный мужчиной стал Месяцем, брошенный женщиной - Солнцем], ватут (меланезийцы к западу от Huon Gulf) [с появлением молодого месяца маленький ребенок садится на землю, закрывает лицо руками, перечисляет названия съедобных грибов; мать и сестры помогают; тогда вырастет много грибов].

Северо-Восток Индии. Мизо (лушеи) [две сестры пошли собирать дикие огурцы; старшая не нашла, попросила младшую поделиться, та отказалась; старшая от огорчения стала проваливаться в землю, видна лишь макушка; родители велели младшей вызволить старшую; младшая обещает старшей дать ей огурцов; старшая начинает подниматься; когда в земле оставались лишь ее ноги, поднялась тревога, что идут охотники за головами; сестру потянули, ноги остались в земле, она превратилась в гриб]

Южная Азия. Койя [прожаривая рис, женщина сидела, раздвинув ноги; мужчина послал в нее свой длинный пенис; она его обрубила; вытекшее семя поместила в муравейник, из него вырос гриб, который поэтому всегда слизкий]. гонды [Kurmi сажал разные растения, но они все высыхали; Sumringarh посоветовал обратиться к Baiga Dewar; тот велел принести жертву матери-земле; Ahir доил коров; К. окропил его навозной жижей, бросил в реку; началась гроза, хлынул дождь, выросли грибы; БД дал жене съесть один, съеденный гриб стал плацентой, женщина родила сына; так появились грибы и плацента].

Малайзия, Индонезия. Сенои (семаи) [Enku (Гром) пожелал жену младшего брата, превратил свой пенис в гриб (вид гриба похожий на эректированный фаллос); женщина случайно села на него; узнав о проделке, младший брат развел вокруг гриба огонь; так Гром получил свой голос (информант смеется)], малох [люди поели грибов, впали в ступор, заговорили на разных языках]

Средний Запад. Меномини [растущие на соснах грибы в конце февраля кричат Хохохохо!; используются в магических целях]

Льяносы. Куива [грибы есть подземные люди в сине-зеленых шляпах, = насилующие женщин злые духи]

Устье Ориноко. Варрау [из-за невидимого гриба, вырастающего на руках охотника, его стрелы летят мимо цели]

Чако. Тоба [похожие на луковицы черные, розовые, желтые, зеленые грибы есть экскременты Радуги; используются как амулеты, предохраняя от несчастья членов семьи умершего]
Tags: mitología, setas
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments